Живопись 20 века  >>  Давид Бурлюк

Бурлюк Давид Давидович

(1882, хутор Семиротовщина Харьковской губ. — 1967, Лонг-Айленд, США). Живописец, график.
 
Бурлюк Давид Давидович
 
Д.Д. Бурлюк стал одним из основоположников и теоретиков русского футуризма и кубофутуризма. В 1898-1899 годах он учился в Казанской художественной школе, в 1899-1901 годах - в Одесском художественном училище у К.К. Костанди, Г.А. Ладыженского и А.А. Попова. В Одессе он познакомился с И.И. Бродским, Б.И. Анисфельдом, М.Б. Грековым. В 1902 после неудачной попытки поступить в Академию художеств Бурлюк уехал в Мюнхен. Он занимался в Мюнхенской Академии художеств у В. фон Дица и в школе А. Ашбе, затем в 1904-м переехал в Париж, посещал студию Ф. Кормона. В 1905 1906 годах Бурлюк жил в Харькове, лето проводил в имении в Херсонской губернии, где его отец работал управляющим. Начинающий художник писал портреты и пейзажи, от позднеакадемической манеры перешел к импрессионизму. С 1906 он участвовал в различных творческих объединениях: харьковском Кружке местных художников, Союзе русских художников в Петербурге, Товариществе южнорусских художников в Одессе, Товариществе передвижных художественных выставок в Петербурге и др. В 1911 Бурлюк поступил в МУЖВЗ в Москве, где продолжил свое художественное образование. Учился он в натурном классе у Л.О. Пастернака и А.Е. Архипова. Однако в 1914 его вместе с В.В. Маяковским исключили из МУЖВЗ за пропаганду футуризма. В 1900—1910-е Бурлюк стал одним из лидеров литературно-художественного авангарда вместе с М.Ф. Ларионовым, А.В. Лентуловым, А.А. Экстер, Н.И. Кульбиным и В.В. Маяковским. Он участвовал в устройстве первых авангардных выставок, экспонировал свои работы в «Салоне Маковского» (1909), на выставках «Венок-Стефанос» (1910), «Союза молодежи» в Петербурге (1910, 1911, 1913) и в Риге (1910), «Бубнового валета» (1910, 1912, 1913), на «Выставке левых течений» (1915) и выставках «Мира искусства» (1915), а также на выставках «Der Blaue Reiter» («Синий всадник») в Мюнхене (1911, 1912), в салоне П. Касирера (1911) и на Первом немецком осеннем салоне в Берлине (1913), в Салоне независимых в Париже (1914).
 
Бурлюк много экспериментировал в поисках своей живописной манеры, обращался к новейшим стилевым направлениям и художественным приемам. В его работах можно отметить черты русского сезаннизма, постимпрессионизма. По оценкам современников (прежде всего, М.В. Матюшина), произведения Бурлюка были «смелыми и оригинальными», декоративно упрощенными и объемно-весомыми, насыщенными по цвету. В живописи художника можно наблюдать сложный процесс движения от сезаннизма к кубизму и футуризму. Бурлюк стал вдохновителем и организатором художественного объединения «Бубновый валет», члены которого выступали яростными противниками стилизма «Мира искусства» и утонченного психологизма «Голубой розы». Они призывали к полнозвучию цвета, устойчивости зрительного образа, к конструктивной ломке картинного построения, утверждали предметность, весомость в картине. В их живописи главенствующую роль играл натюрморт. У Бурлюка любовь к натюрморту сохранилась на протяжении всей его творческой жизни. В 1910 году вместе с братьями, живописцем Владимиром и поэтом Николаем, а также при участии Каменского, Крученых и Хлебникова он создал литературно-художественную группу «Будетляне», выступавшую против канонов символизма. В 1912 Бурлюк издал программный сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу», включавший манифест под тем же названием за подписью Бурлюка, Маяковского, Хлебникова и Каменского, в котором в эпатирующей форме провозглашался отказ от классических традиций в искусстве и литературе. Бурлюк участвовал в выпуске различных футуристических сборников, статей, иллюстрировал книги стихов Хлебникова, Маяковского, Каменского. В 1913 вместе с Маяковским, Каменским и Хлебниковым он организовал в Политехническом музее в Москве вечер «Утверждение российского футуризма». И в том же году вместе с Маяковским и Каменским начал турне по городам России с чтением лекций и стихов.
 
В 1915 Бурлюк с семьей поселился в Башкирии близ Уфы. Башкирский период жизни и творчества охватывает 1915— 1917 года и частично 1918-ый. За два года художник написал более 200 картин, свои работы он показывал на выставках. В январе 1918 Бурлюк в последний раз участвовал в выставке «Бубнового валета» в Москве с картиной «ОПОЗДАВШИЙ АНГЕЛ МИРА». В эти же годы он создал картины «ОЖИВШЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «КАЗНЬ РУССКОЙ МАРИИ АНТУАНЕТТЫ», писал также кубо-футуристические картины. Из них сохранилась и находится в Уфе в Башкирском художественном музее работа «КАЗАК МАМАЙ» (1916). В настоящее время в Уфе собрана самая крупная в России коллекция живописи Бурлюка: всего 50 работ. Это портреты, натюрморты, пейзажи, кубо-футуристические композиции, датированные временем пребывания художника в Башкирии. Стилистическая неоднородность, наблюдающаяся в работах башкирского периода, в целом является характерной особенностью творческого метода художника. Однако неизменно в его работах присутствуют темперамент, увлеченность, цветовая насыщенность. В его творчестве соединились, противоборствуя и примиряясь, различные течения XX в.: реализм, импрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм и неопримитивизм. Проживая в Башкирии, Бурлюк не оставлял своей пропагандистской деятельности, разъезжал но городам России. В 1917 в Москве он участвовал в оформлении «Кафе поэтов», в организации «Елки футуристов» в Политехническом музее. В 1918-м Бурлюк с Маяковским и Каменским издал оставшийся единственным номер «Газеты футуристов» с «Декретом №1 о демократизации искусства». В 1919 он ездил по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, пропагандировал «левое» искусство. В 1920 Бурлюк выехал из Дальневосточной республики в Японию, а в 1922 переехал с семьей в Америку и поселился в Нью-Йорке. В дальнейшем в своих работах он обращался к революционной тематике, сотрудничал в коммунистических изданиях. В 1920-1930-е Бурлюк исполнил портреты В.И. Ленина, Н.К. Рериха, В.Б. Маяковского, СМ. Эйзенштейна, написал   символические картины «ДЕМОНЫ» (1925), «ПРИХОД МЕХАНИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» (1927), «ВРЕМЯ И ПОТОК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» (1930), «ЛЕНИН И ТОЛСТОЙ» (1930) и др. В 1923 он провел персональную выставку в нью-йоркском Центре искусств, участвовал также в выставках русского искусства и других групповых выставках. Совместно с женой им было создано «Издательство М.Н. Бурлюк», под маркой которого вышли проза, стихи, публицистика и мемуары художника, Здесь же был издан теоретический труд «Энтелехизм» (1930), и котором Бурлюк провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком к литературе». В период с 1930 по 1967 он издавал журнал «Color and Rhyme». Он писал пейзажи, портреты, натюрморты, городские и сельские сцены, привнося в них элементы гротеска. Его работы отличались декоративной выразительностью, художник использовал интенсивную цветовую гамму. Бурлюк ежегодно проводил персональные выставки, а и 1950-е открыл собственную галерею. В 1956 и 1965 Бурлюк посетил СССР. В 1965 в Ленинграде в ГРМ была открыта ретроспективная выставка его произведений. Работы художника представлены в Музее Метрополитен, Бруклинском музее и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, во многих музеях России, в том числе в ГТГ, ГРМ и Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова.
 
В 1956 и в 1965 гг. художник посетил СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему ничего не удалось напечатать.

Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.
 
источники: [ 1, 3, 4 ] см. Список литературы
 
 

 Картины Бурлюка Давида Давидовича

 
 Картины Бурлюка Давида Давидовича