От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Апрель 28, 2009

Лентулов Аристарх Владимирович


(1882. село Ворона Пензенской губ. — 1943. Москва). Живописец, художник театра.

  Лентулов Аристарх Владимирович

 А.В. Лентулов родился в семье сельского священника. Его отец умер, когда будущий художник был еще совсем крохой, и долгие годы ему с семьей приходила нуждаться. Но тяготы нисколько не сломили его. Отучившись сначала в Пензенском духовном училище, затем в семинарии (1889-1896). он в поступил в Пензенское художественное училище. Однако уже в 1900 будущий художник оставил его из-за несогласия с предлагаемыми темами композиций, уехал в Киев и с 1900 по 1905 учился в Киевском художественном училище и подрабатывал уроками живописи. Он был исключен из училища за непосещение занятий, после этого вернулся в Пензу, окончил Пензенское училище и затем отправился в 1906 в Петербург.

 На протяжении года Лентулов занимался в студии Д.Н. Кардовского и прошел основательную школу живописи и работы с натурой, но попытка поступить в Академию художеств в 1907 окончилась неудачей. После этого начинающий художник словно забыл все, чему его так долго учили, и начал работать самостоятельно. Уже в 1908 на выставке «Венок» появились его работы из серии «купальщиц», в которых заметно увлечение творчеством Мориса Дени. В последующие годы художник обращался к самым разнообразным течениям современного искусства («ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ», 1910; «РАСПЯТИЕ», 1910). но ни одно из них так и не привлекло его. В 1910 он стал одним из учредителей объединения «Бубновый валет» вместе с П.П. Кончаловским, И.И. Машковым, М.Ф. Ларионовым, Н.С. Гончаровой. Эти мастера в своем творчестве ориентировались на искусство Сезанна, но только Лентулов воспринял искусство великого француза сразу в виде его следующей стадии — кубизма. Более того, он представил его самостоятельное прочтение, так как привнес в кубистическую живопись активный цвет.

 Проблемы цвета занимали художника с самых первых шагов и нашли яркое отражение в его работах, выполненных в 1909-1910 годах («АВТОПОРТРЕТ», 1909; «ПОРТРЕТ М.К. РУКИНОЙ», 1909-1910). Новации Лентулова не остались незамеченными, и в 1911 году он принял участие в оформлении московского «Охотничьего клуба» по приглашению Г.К. Якулова, который также был увлечен проблемами цвета в искусстве. Осенью того же года Лентулов уехал в Париж, где знакомился с музейными собраниями и современным искусством. В Лувре его внимание привлекли прежде всего романтики Делакруа и Жерико, а в Салоне Марсова поля — современные мастера А. Дерен, Ле Фоконье и Ф. Леже. С последними, приверженцами кубизма, он вскоре подружился. Так как в Париже у Лентулова не было своей мастерской, он работал в студии Ле Фоконье и фактически занимался в Академии Ла Палетт, где Ле Фоконье и Метценже преподавали. Впоследствии эта Академия станет такой же Меккой для художников русского авангарда, как мюнхенская школа Антона Ашбе для мастеров предшествующего периода. В Париже Лентулов познакомился с французским кубизмом, но с первых шагов представил собственное видение этого искусства. Метод кубизма во Франции предполагал раздробление формы предмета. Лентулов сохранял ее, но акцентировал внимание на строении предмета для передачи эмоционального впечатления от него («АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЙ», 1911-1912, частное собрание, Москва: «ГУРЗУФ». 1913; «ПЕЙЗАЖ. СКАЛЫ (КОМПОЗИЦИЯ)», 1913).

 Своеобразие искусства Лентулова особенно ярко проявилось после его возвращения в Россию. В 1912 он написал полотно «АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 года» (частное собрание, Москва) к столетию этого события, и в том же году оно появилось на выставке   «Бубнового   валета». Накануне создания этого произведения Лентулов путешествовал по Австрии и Италии, и знакомство с наследием великих мастеров итальянского Ренессанса вдохновило его на обращение к монументальным произведениям. Картина принадлежит кубизму, но основное внимание художник уделил не формам, а их эмоциональной выразительности, которая возникает при взаимодействии формы и цвета. Для этого Лентулов использовал разнообразные зрительные акценты и одним из первых в России и независимо от западноевропейских мастеров подошел к искусству кубофутуризма. С полотном«АЛЛЕГОРИЧЕСК0 ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 года» связана полулегендарная история. Один студент пообещал, что добровольно сядет в тюрьму, если Лентулов сможет объяснить, что изображено на этой картине. Художник объяснил, но студент на суд не пришел. После создания картины «АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 года» совершенно естественно обращение художника к абстрактному искусству («АСТРЫ», 1913, ГТГ). Однако новый художественный метод кубофутуризма не исчерпал себя в одном произведении, и на протяжении 1913 года Лентулов обращался к нему в полотнах самых разнообразных жанров: в натюрморте («САМОВАР», ГРМ), портрете («ЖЕНЩИНА С ГАРМО НИКОЙ», «ГИТАРИСТКА»), пейзаже («КИСЛОВОДСКИЙ ПЕЙЗАЖ СО СТВОРКАМИ ДВЕРЕЙ (ПЕЙЗАЖ С ВОРОТАМИ)»). Результатом этих опытов явились монументальные работы того же года «МОСКВА» (ГТГ) и «BAСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ» (ГТГ). Эти картины отразили распространенный в художественных кругах 1910-х интерес к русской народной культуре и одновременно и искусству Востока. Лентулов увидел в древнерусской архитектуре «азиатскую» красочность. Цвет был одним из главных персонажей эти полотен, и художник усилил его активность наклейками из фольги и цветной бумаги. Лентулов представил своего рода эмоциональный образ построек, так как развернул каждую их часть наиболее выигрышной стороной. В следующем крупном полотне «ПОБЕДНЫЙ БОЙ» (1914, частное собрание, Москва) Лентулов снова обратился к народному искусству. Теперь это русский примитив, и картина явилась своеобразным открытием чистого цвета. Данное открытие и уже созданный им ранее тип «динамического архитектурного пейзажа» Лентулов использовал в одном из своих самых знаменитых полотен «ЗВОН. КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО» (1915, ГТГ). В созданных в это же время картинах «НИЖНИЙ НОВГОРОД» (ГТГ), «НЕБОСВОД» и «АВТОПОРТРЕТ (ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК)» художник снова вдохновлялся народным искусством и его образностью. Отголоском «азиатчины» предстает картина «МИНАРЕТ (МЕЧЕТЬ)» (1916), которая написана по тому же принципу, что и виды древнерусской архитектуры.

 Художественные достижения Лентулова середины 1910-х получили признание среди широких кругов художественной общественности. Его поиски в области цвета совпали с аналогичными процессами в области театральной декорации, и в 1915—1916 годах художник оформил спектакль «Виндзорские проказницы» В. Шекспира для Камерного театра А.Таирова. Театр, очевидно, подтолкнул Лентулова к созданию панно на тему «купальщиц». В работе «У МОРЯ» (1915-1916) главную роль играет цвет и его усиливают нити стекляруса, бахрома, кусочки парчи и фольги. За опытом в таировском театре последовало участие в оформлении кафе-эстрады «Питторсск» и литературно-артистического кабаре «Кафе поэтов» в Москве в 1917. В 1918-м году Лентулов принимал участие в праздничном оформлении улиц Москвы к 1 Мая. Эти работы он выполнял совместно с художниками А.В. Куприным, И.И. Машковым и П.В. Кузнецовым, которых также интересовали проблемы формы и цвета. В том же году Лентулов оформил постановку симфонической поэмы А.Н. Скрябина «Прометей» в Большом театре, «Незнакомки» по произведениям Блока для кафе «Питтореск» и оперетты Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» для Нового театра. За декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна (1919) художник получил почетный диплом на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925.

 После прекращения деятельности в объединении «Бубновый налег» в 1916-м Лентулов удалился в Новый Иерусалим под Москвой, где работал над серией пейзажей на тему древнерусской архитектуры («МОНАСТЫРЬ. АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМИК В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ», «РЕКА. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ», «ВОРОТА С БАШНЕЙ. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ»). В них он вернулся к теме цветового многообразия и богатства форм русской архитектуры, к которой обратился и с картине 1919 года «СТРАСТНОЙ МОНАСТЫРЬ». В том же году был создан кубофутуристический портрет киноактрисы А.С. Хохловой. Она снималась в немом кино и постановочной фотографии. Движение и поза были единственными средствами выражения в арсенале ее мастерства, и эта особенность искусства актрисы получила блестящее отражение в портрете кисти Лентулова.

 В период с конца 1910-х до качала 1920-х в искусство Лентулова постепенно начали проникать реалистические тенденции. В это время художник много внимания уделял пейзажам Лавры, Сергиева Посада и Москвы, фантазировал на тему цвета («ПЕЙЗАЖ С РОЗОВЫМ ДОМОМ», 1920, ГРМ; «ПЕЙЗАЖ С СУХИМИ ДЕРЕВЬЯМИ И ВЫСОКИМИ ДОМАМИ». 1920. ГРМ). К концу 1920-х лирические тенденции окончательно победили, художник создал поэтичные виды ночного города («НОЧЬ НА БРОННОЙ», 1927, ГТГ; «НОЧЬ НА ПАТРИАРШИХ ПРУДАХ», 1928, ГТГ; «МОСКВА. СПИРИДОНОВКА», 1931). Начиная с послереволюционных лет Лентулов занимался педагогической и общественной деятельностью. Он был профессором кафедры декоративной живописи в Государственных свободных мастерских и председателем Общества московских художников. В 1933-м году состоялась его персональная выставка в Москве, посвященная 25-летию художественной деятельности.

по материалам  [1, 5 ] см. Список литературы        

 Галерея картин А. Лентулова  

 зал 1

картины Лентулова А.

 зал 2

картины Аристарха Лентулова, зал 2