От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Октябрь 20, 2009

Шевченко Александр Васильевич

(1883, Харьков - 1948, Москва). Живописец.

Шевченко Александр Васильевич

  А.В. Шевченко родился в семье приказчика, а мать была из обедневшего дворянского рода. Отец умер, когда мальчику было три года, мать вскоре вышла замуж. Работа отчима была связана с переездами, и будущий художник подолгу оставался у бабушки, к которой сохранил любовь на всю жизнь. Учился Шевченко в Харьковском реальном училище и занимался рисованием у Д.И. Бесперчия. Важным для него оказалось знакомство с семьей Улих-Вимберг, и Н. Улих стал его первым серьезным учителем рисования. Еще подростком Шевченко увлекся театром, начал работать в декорационной мастерской. Некоторое время он жил с семьей на Кавказе, в 1898 вернулся в Харьков и окончил реальное училище. Вскоре семья переехала в Москву, и Шевченко поступил на подготовительное отделение Строгановского училища. С 1904 он регулярно участвовал в ученических выставках и, получив премию на конкурсе, отправился за границу: в Стамбул, Грецию и Египет.

  Через год он уехал в Париж, где занимался в Академиях Жюлиана, затем — Карьера. Здесь он много работал, рисовал Париж, его пригороды. В этих произведениях уже довольно ясно проявились свойства таланта Шевченко, лирический, созерцательный склад его натуры. Летом побывав в Испании, в 1906 Шевченко вернулся в Россию и через год окончил Строгановское училище. В том же году он поступил в МУЖВЗ в последний натурный класс, где учился в мастерской К.А. Коровина и В.А. Серова. В 1910 в числе большой группы учащихся Шевченко был исключен из Училища из-за, как считали художники, «принципиального расхождения с общим школьным направлением. В это время Шевченко сблизился с М.Ф. Ларионовым, участвовал в выставках объединения "Бубновый валет" (1910, 1916), «Ослиный хвост» (1911), «Союза молодежи» (1912), «Мишень» (1913), объединения «Мир искусства» (1913, 1917, 1921). В 1914 художник был призван в действующую армию и демобилизовался в октябре 1917-го. В 1918-1921 он работал в Комиссии по охране; памятников искусства и старины, во Всероссийской коллегии по делам изобразительных искусств при Нарком-просе, в 1919 участвовал в деятельности Российской Академии художественных наук, в организации Музея живописной культуры в Москве. С 1920 Шевченко начал прещи давать во Вхутемасе. Будучи членом общества «Маковец», - он экспонировал свои работы на его выставках (1922, 1925), затем, организовав объединение «Цех живописцев», показывал картины в его экспозициях (1928, 1930). В 1932 Шевченко вступил в Общество московских художников, участвовал во многих крупных выставках. Его произведения входили также в состав выставок советского искусства за границей — в Германии, Англии, Швейцарии, на XVII Международной выставке искусств в Венеции (1930). Первая персональная выставка художника состоялась в Москве в 1924, затем - в 1933, 1944, 1958, 1966, 1975, 1977 и 1979. Произведения Шевченко свидетельствуют о высокой профессиональной культуре и незаурядном таланте художника, в них прослеживается его сложный путь, увлечение многими явлениями искусства. Все это в итоге позволило найти собственный художественный почерк. Шевченко внимательно изучал искусство «старых мастеров» в музеях Франции и Испании, неизгладимое впечатление на него произвели работы П. Сезанна и художников-импрессионистов. Сблизившись с М.Ф Ларионовым и Н.С. Гончаровой, он испытал некоторое воздействие их искусства. Художника неоднократно упрекали в эклектизме. Действительно, он прошел через увлечение новыми художественными концепциями, участвовал в происходившей в 1910-х борьбе течении и направлений, испытал влияние примитива и только что открытого братьями Зданевичами искусства Н. Пиросманашвили. Во всем этом он выбирал то, что было, по его представлению, необходимо для совершенствования художественного мастерства. В предреволюционные годы некоторые полотна, например «СПЯЩИЙ МАЛЬЧИК» (1911, ГРМ), были написаны в манере художников «Бубнового валета». С другой стороны, «АВТОПОРТРЕТ С ЛОШАДЬЮ» (1914-1916) напоминает картины М.Ф. Ларионова, но все это было прелюдией к становлению собственного индивидуального видения и воплощения.

 

А.В. Шевченко. Прачки. 1929. ГТГ

 А.В. Шевченко. Прачки. 1929. ГТГ

  Шевченко занимался также изучением опыта кубистов, и некоторые картины 1920-х и даже середины 1930-х говорят о поисках пространственных и композиционных решений на основе беспредметного искусства. Композиция «ДЖАЗ» (1935, ГРМ) компактна и сложна по сочетанию различных музыкальных инструментов. Надпись на полотне, выполненная разными по характеру и цвету буквами, создает еще один пространственный слой, отмечая средний план. Но подобные картины не были типичными для Шевченко. Его творчество оставалось в русле современного понимания конструктивно-композиционного и декоративного начала предметной живописи, о которой он говорил: «Передать в совершенстве то, что чувствуешь, — в этом вся цель». Большое значение для художника имели поездки на Кавказ в 1930-х (в Дагестан, Аджарию, Азербайджан). Сама атмосфера этих новых для Шевченко мест произвела на него глубокое впечатление, заставила пересмотреть сложившиеся живописные представления. В результате появились произведения, определившие новый этап его творчества. В них живут отзвуки примитивного искусства, особенно в таких как «ГОЛОВА ТЮРЧАНКИ» (1931, ГМИИ им. А.С. Пушкина), «КУРДЯНКИ» (1930-е). Картина «ЖЕНЩИНА В ЗЕЛЕНОМ» (1932, ГРМ) отличается от названных более тонкой живописной проработкой, сложным и богатым соотношением цвета.

А.В. Шевченко. Восточный мотив. 1931-1932. Холст масло. 88x104,5. ГРМ

 А.В. Шевченко. Восточный мотив. 1931-1932. Холст масло. 88x104,5. ГРМ

   Очень своеобразны пейзажи, посвященные Кавказу. «ПЕЙЗАЖ С ПАРУСНИКОМ» (1931, Художественная галерея Казахстана, Алма-Ата) романтичен, полон гармонии и красоты, заставляет вспомнить произведения писателя А. Грина. В картинах «Восточный мотив» (1931-1932, ГРМ) и «БАТУМИ. ФОТОГРАФИЯ» (1933, Государственный музей искусств Каракалпакии, Нукус) поэтический образ восточного города, его яркая и строгая красота выражены в необычном композиционном построении — в расположении домов вверх, один за другим, Здесь ощущается очарование и уникальность быта, всей городской жизни с ее яркой декоративностью и цветностью. По словам художника, Кавказ подсказал ему характер изображения: «монументальность, плоскостность, стремление к декоративизму». К этому времени полностью сформировалась живописная система Шевченко, все изображение обладает цельностью, все неразрывно связано, живет в едином органичном движении, формы заполняют пространство полностью, не оставляя пустот, составляя единую декоративную композицию. Общая ситуация в искусстве конца 1930-х не была благоприятна для художника. Его произведения, хотя и экспонировались на выставках, не вписывались в русло официальной живописи. Шевченко всегда был верен себе, своим темам, своему принципу: говорить только о том, что любишь, и только на языке пластики. В конце десятилетия он отошел от прежней декоративности, вернулся к своему увлечению импрессионизмом. Художник начал писать летние пейзажи, портреты детей, но эти работы представляются менее органичными, и вершина творчества Шевченко все же видится в его поэтических, полных гармонии картинах предыдущего периода.

Источники: [1, 6] см. Список литературы