От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Март 16, 2010

Родченко Александр Михайлович

(1891, Петербург - 1956, Москва). Живописец, график.

Родченко Александр Михайлович
 
Александр Родченко в 1923 году
 
  Л.М. Родченко — не только один из крупных деятелей русского авангарда, но и один из первых мастеров новых технологий в искусстве. Будущий художник провел свое детство в театре — его отец был бутафором. Систематического образования юноша не получил, окончил Казанское приходское начальное училище, затем в 1908-1910 годах служил в технической протезной лаборатории казанской зубоврачебной школы. В 1911-м его мечта стать художником начала осуществляться. Родченко поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу. Там он познакомился со своей будущей женой и творческим единомышленником Варварой Степановой. В 1914-м Родченко уехал в Москву и пробовал поступить в МУЖВЗ, Строгановское училище, но все попытки закончились неудачей. Тогда он стал заниматься самостоятельно, по книгам. Он очень быстро и последовательно освоил все современные тенденции в живописи. В 1916-м он писал кубофутуристические живописные композиции из извивающихся и пересекающихся плоскостей («ПРОЕКТ ПРОЕКТИРОВАННЫХ ПЛОСКОСТЕЙ»). С 1916 Родченко начал выставляться как живописец. В 1917-1920-ых годах художник увлекся идеями К. С. Малевича и обратился к беспредметному искусству. Он создавал геометрические композиции («БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (НА ЖЕЛТОМ ФОНЕ) № 47», 1917; «БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ», 1918). В 1918-м основное внимание художника привлекла проблема цвета, и в том же году он начал писать композиции из круглых светящихся форм под общим названием «Концентрация света»: «БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (Этюд)» (1918); «КОНСТРУКЦИЯ» (1918). Он создал также полотно «ЧЕРНОЕ НА ЧЕРНОМ (Этюд)» (1918) в противовес картине К. С. Малевича «Белое на белом». В 1919 им была подготовлена живописная серия «ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ» (1919) и одновременно велась работа над циклом «КОНСТРУКЦИИ» (1919-1920): «ЛИНИИ НА ЗЕЛЕНОМ (КОМПОЗИЦИЯ)» (1920); «КОМПОЗИЦИЯ» (1920). В 1921-м художник завершил свои живописные опыты, создав три ровно окрашенных холста: синий, желтый и красный, и после этого в течение десяти лет не занимался живописью. Родченко относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривая свое творчество как огромный эксперимент.
 
  В 1921-м на выставке «5x5=25» (Москва) Родченко показал триптих из монохромных работ «ГЛАДКИЙ ЦВЕТ», которыми подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству». Он разделял теоретические установки конструктивизма. Основу всех живописных работ Родченко составляла композиция, которую он строил из геометрических фигур на основе доминирования цвета. Родченко был убежден, что существуют универсальные композиционные схемы, которые художник должен подчеркивать и выявлять. Во время своей педагогической деятельности во Вхутемасе-Вхутеине художник давал ученикам задания по размещению в заданном прямоугольном формате простейших геометрических форм, чтобы научить студентов пользоваться законами конструирования. Согласно этим законам, каждая форма построения должна быть выявлена, а вся система форм в целом должна подчиняться той или иной выбранной системе построения. Эти законы Родченко перенес и в фотографию, которой активно стал заниматься после отказа от живописи.
 
Родченко А.М. и Варвара Степанова
 
Александр Родченко и Варвара Степанова на фото 1920 года
 
  Художник вел активную деятельность в области культурного строительства. Не случайно именно ему принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». В 1920-м году Александр Михайлович был членом президиума Института художественной культуры (Инхука), где входил в группу объективного анализа, а также являлся деканом деревообрабатывающего факультета во Вхутемасе-Вхутеине. В это же время он создавал обложки книг и журналов, делал титры для кино, разрабатывал плакаты и рекламу, конструировал одежду и мебель. В процессе этой работы он обратился к технике коллажа. Первые коллажи Родченко создал еще в самом начале своей деятельности («НАТЮРМОРТ. ОБОИ», 1915; «БЛАНКА», 1919; «ТЕХНИКА», 1919-1920). Именно при работе над данными произведениями художник обратился к фотографии. Он сам проводил съемки для коллажей, снимал также свои живописные работы, рисунки и делал фотопортреты своих друзей — В. Маяковского, Лили и Осипа Бриков, Н. Асеева, которые также использовал в фотомонтажах. С 1923 года Родченко начал сотрудничать с журналом «Фото-ЛЕФ» по приглашению В. Маяковского - редактора этого издания. В работе над журналом Александр Михайлович выступил настоящим мастером фотомонтажа и конструктором. В 1923-м художник оформил в технике фотомонтажа поэму В. Маяковского «Про Это». В том же году он выполнил свои самые знаменитые рекламные плакаты «Добролет», «Промбанк» и дизайнерские проекты. Именно Родченко принадлежит рекламный плакат легендарного фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925). С 1927 года художник работал также в журналах «Вокруг света» и «За рубежом». В этот период он выполнил циклы художественных фотографий, на которые оказало влияние искусство конструктивизма («Балконы», 1925; натюрморты «Стекло и свет», 1926).
 
  Усложнение внутренней политики в Советском Союзе в 1930-е оказало влияние на творчество Родченко. Обстановка в среде профессиональных фотографов была столь же трагичной, как и во всей стране. В 1937-1938 годах художник снимал фотоциклы спортивных соревнований на стадионе «Динамо», военные парады на Красной площади. Однако в те годы работать с изображениями военной техники стало опасно, и Родченко перешел к более нейтральным сюжетам. В конце 1930-х — начале 1940-х он создал фотоциклы «Театр», «Зоопарк» и «Цирк». Когда в 1930-е он снова обратился к живописи, теперь фигуративной, много внимания он стал уделять именно цирковой теме («РОМАНС. КЛОУН С СОБАКОЙ», 1935). Однако художник не оставил искусства композиции, которое составляло суть его творчества, и в 1943—1948 годах выполнил серию живописных работ на оргалите ( «Обтекаемый орнамент».)

Умер Родченко в Москве 3 декабря 1956 в возрасте 65 лет.
 
источники  [ 1, 3, 4 ] см. Список литературы    
 

Галерея картин Родченко Александра Михайловича

 
 картины Родченко Александра Михайловича


фотообои увеличивающие пространство