От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Май 22, 2009

Александр Александрович Дейнека

(1899 год город Курск – 1969 год город Москва).
Художник, скульптор, график.

 Александр Александрович  Дейнека

 Александр Александрович Дейнека родился в городе Харькове, в семье железнодорожника. Свое первоначальное художественное образование он получил в Харьковском художественном училище в 1915-1917 годах.
Юность этого талантливого живописца, как и многих художников того времени, была тесно связана с революционными событиями тех лет.

 В 1918 году Александр Александрович Дейнека работал фотографом в Угрозыске и был главой секции ИЗО Губнадобраза. С 1919 по 1920 года он служил в армии, где также при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в городе Курске руководил художественной студией. После службы в армии в 1920-1925 годах Дейнека был командирован в Москву для дальнейшей учебы во Вхутемас на полиграфическое отделение. Там его учителями и наставниками стали И. И. Нивинский и В.А. Фаворский.
Огромное значение для творческого становления и формирования художественного мироощущения живописца имели годы общения и ученичества с В.А. Фаворским, а также неоднократные встречи с поэтом В.В. Маяковским.
Об Александре Александровиче Дейнеке можно с уверенностью сказать, что он был художником одной темы. Живописец, подобно грекам в древние времена, воспевал в своем творчестве полноценные и идеальные во всех проявлениях образы современных ему людей.

 Творческий облик Александра Александровича Дейнеки был четко и ярко представлен в его работах на первой же выставке, которая состоялась в 1924 году. В ней он принимал участие в составе «Группы трех» (кроме него в группу также входили Ю.И. Пименов и А.Д. Гончаров) и на «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства».

 В 1925 году художник стал одним из основателей «Общества станковистов» (сокращенно ОСТ). В те годы Дейнека создал первую советскую подлинно монументальную историко-революционную картину «Оборона Петрограда» (1928 год, ГТГ).
Не было никаких бытовых моментов. Ему никогда и ничего не мешало создавать величаво-героический обобщенный образ современников.

 В 1928 году Александр Александрович становится членом художественного объединения «Октябрь», а уже в 1931-1932 годы он был членом «Российской ассоциации пролетарских художников» (РАПХ).
В 1930 году живописец создает выразительные как в композиционном, так и в цветовом отношении плакаты «Физкультурница» и «Механизируем Донбасс».
В 1931 году появляются совершенно разные по своей тематике и настроению акварели и картины, такие как «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».
В 1932 году начался новый знаменательный этап в жизни и творчестве Александра Александровича Дейнеки. В этот период была написана самая значительная работа того времени – картина «Мать» (1932 год, ГТГ). В этом произведении художника вечная тема звучит особенно величаво и героически. В это же время живописцем были созданы и другие полотна, которые были не менее поэтичными и новыми для тех лет – это картины «Полдень» (932 год ГРМ), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933 год), «Купающиеся девушки» (1933 год, ГТГ). Наряду с данными лирическими картинами были созданы и другие общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933 год), наполненная негодованием и гневом к роману «Огонь» А. Барбюса (1934 года).

 С середины 30-х годов Александр Александрович Дейнека увлекся темам современности. В своих произведениях художник уже не раз обращался к теме авиации, в 1934 году была написана картина «Парашютисты над морем», но работа в 1937 году над иллюстрациями к книге для детей летчика Г.Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (которая вышла в свет в 1938 году) поспособствовала тому, что живописец еще больше заинтересовался авиацией. Дейнека создал ряд живописных полотен, самая романтичная из которых – «Будущие летчики» (1938 год, ГТГ).
Историческая тематика была воплощена художником и в его монументальных работах, которые в основном были посвящены дореволюционной истории.

 Александр Александрович Дейнека создал эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. Самая знаменитая и значительная работа конца 1930-х - начала 1940-х годов – «Левый марш» (940 год, ГЛМ). Это произведение было создано по заказу Литературного музея. Сама по себе работа не является иллюстрацией поэтического текста Владимира Маяковского, а является самостоятельным художественным произведением.
В годы Великой Отечественной войны Александр Александрович Дейнека создал свои самые драматические и напряженные произведения, такие как «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941 год, ГТГ). Это полотно было первым в целой серии картин. В нем он смог с помощью нескольких выразительных деталей передать всю напряженность того времени. Не меньшими страданиями проникнута еще одна работа Дейнеки – «Сгоревшая деревня» (1942 год).
В 1942 году художник написал наполненное героическим пафосом произведение «Оборона Севастополя» (1942 год, ГРМ). Эта работа стала своего рода гимном мужеству и героизму наших защитников славного города. К числу самых значительных картин Дейнеки относится и работа «У моря. Рыбачки», написанная в 1956 году, «Москва военная (1959 год), а также мозаика для фойе актового зала в Московском университете (1956 год), мозаика в Кремле (1961 год).
Александр Александрович Дейнека преподавал с 1928 по 1930 года в Москве во Вхутеине, с 1928-1934 годы в МПИ, в 1934-1946, а также с 1957 по 1963 года в МИИ-МХИ, в 1945-1953 годы, до 1948 года был директором МИПИДИ, с 1953 по 1957 год работал в МАРХИ. Кроме того, он являлся с 1958 года членом президиума, с 1962 по 1966 год – вице-президентом, а в 1966-1968 годах академиком-секретарем отделения декоративных искусств Академии художеств СССР.

 источники  [ 1, 3, 4, 10 ] см. Список литературы