От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Июнь 24, 2009

Бенуа Александр Николаевич

(1870, Петербург - 1960, Париж). Живописец, график, художник театра, историк искусства, художественный критик.
 
Портрет Бенуа работы Леона Бакста. 1898 год.
 
Портрет работы Леона Бакста. 1898 год.
 
А.Н. Бенуа с детства был окружен атмосферой творчества. Он был самым младшим сыном Николая Леонтьевича Бенуа — академика архитектуры, профессора, председателя Петербургского общества архитекторов. Мать художника Камилла Альбертовна происходила из семьи Кавосов: ее дед К.А. Кавос был выходцем из Венеции и служил в императорских театрах дирижером и композитором. Еще в Италии он начал коллекционировать живопись, рисунки, мебель, и Александр Бенуа впоследствии гордился «фамильными» сепиями Гварди, перешедшими в его собрание. Отец Камиллы Альбертовны, А.К. Кавос, был архитектором и принимал участие в строительстве Большого театра в Москве и старого Мариинского театра в Петербурге.
Творческая деятельность Александра Николаевича стала блестящим продолжением традиций семьи Бенуа. Он оставил значительный след не только в области графики и живописи, но и художественной критики, истории искусства. Еще в гимназии К.А. Мая Бенуа с друзьями-одноклассниками К. Сомовым, В. Нувелем и Д. Философовым организовал кружок самообразования для изучения истории искусства, философии и музыки. На встречах члены кружка читали друг другу лекции, которые были самостоятельно ими подготовлены. С самого раннего детства Бенуа не сомневался, что станет художником. Осенью 1887 семиклассником-гимназистом он поступил «вольноприходящим» в вечерние классы Академии художеств, но занятия показались ему скучными. Бенуа оставил классы и больше не пытался получить систематическое художественное образование в каком-либо учебном заведении.
 
1905-1906. А.Н. Бенуа. Пейзаж со статуей. Версаль. Картон, темпера. 31x49. ГРМ
 
1905-1906. А.Н. Бенуа. Пейзаж со статуей. Версаль. Картон, темпера. 31x49. ГРМ
 
В 1890 Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета «для диплома», однако свое время посвящал главным образом изучению истории искусства. Он продолжал деятельность в кружке самообразования, состав которого расширился: в него вошли Л. Розенберг (Бакст), племянник Бенуа Е. Лансере, двоюродный брат Философова С. Дягилев. Впоследствии эти люди составили ядро объединения «Мир искусства». Дебют Бенуа на поприще отечественной культуры состоялся сразу же по окончании университета в 1894. Он предложил свои услуги по написанию главы, посвященной русскому искусству, Рихарду Мутеру для его издания «История живописи в XIX веке». Так, впервые в зарубежном издании статья о русском искусстве заняла место среди материалов о европейских школах. В России глава, написанная Бенуа, вышла в 1902 отдельной книгой. Мастерство художника Бенуа осваивал самостоятельно. Первые художественные шаги, свободные от влияния какого-либо конкретного мастера, он сделал во время своего первого парижского сезона в 1896— 1899. В Париже он увлекся французским искусством конца XVII - XVIII в. эпохи Людовика XIV и Людовика XV. Творческие поиски Бенуа этого периода сосредоточены на проблемах формы художественных произведений. Для их решения он обращался к новейшим достижениям мастеров немецкого течения «югенд-стиль» и «художественным документам» — французским гравюрам XVII и XVIII вв. Первая версальская серия «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-1899) явилась блестящим итогом этих исканий. Однако Бенуа никогда не ограничивался одной сферой деятельности. Из Парижа он вел активную переписку с С.П. Дягилевым о программе нового художественного общества. Сразу же после возвращения в Россию он стал творческим вдохновителем и бесспорным лидером объединения «Мир искусства» и редактором журнала этого объединения. Первый номер увидел свет уже в 1898. Издание призвано было знакомить читателей с новейшими течениями в русском и западноевропейском искусстве. Значительным новшеством явилось его художественное оформление, поскольку мастера «Мира искусства» полностью разрабатывали макет журнала. В 1900 Бенуа стал редактором другого нового журнала — «Художественные сокровища России», каждый выпуск которого должен был стать, по словам самого Бенуа, «музеем на книжной полке». Мечту о работе в театре Бенуа удалось осуществить только в 1902: он оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» для Мариинского театра. Премьера состоялась в начале 1903, однако не только дирекция театра, но и С.П. Дягилев не приняли спектакль Бенуа. Несмотря на неудачу в театре, именно в это время, в 1903, Бенуа создал один из своих безусловных шедевров: цикл иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». В 1904 из-за финансовых сложностей был прекращен выпуск журнала «Мир искусства». Оказавшись на распутье, Бенуа уехал во Францию, где провел свой второй парижский сезон 1905— 1906. В этот короткий промежуток времени он серьезно увлекся живописью. Живописные произведения составляют самый малочисленный раздел в богатейшем творческом наследии лидера «Мира искусства», но это нисколько не умаляет их роли в отечественном искусстве. Художник много работал над этюдами видов сельской Бретани, основное внимание уделяя цвету и живописной фактуре произведения («ПРИМЕЛЬ», 1905). Полотно «БРЕТОНСКИЕ ТАНЦЫ» (1906, ГРМ) стало итогом его наблюдений за жизнью крестьян и окружающей их природой. Эта картина наиболее близка к современной французской живописи, так как ее выразительность основана прежде всего на пятнах цвета — головных уборах и одежде крестьян, стенах и кровле церквей. Картина была написана не без влияния французского друга Бенуа Люсьена Симона, который писал картины из жизни бретонских рыбаков. Однако впоследствии достижения французского постимпрессионизма не оказали столь же заметного влияния на творчество художника, и Бенуа продолжал искать свой путь самостоятельно. Одновременно с видами Бретани он писал виды Версаля, и этот дворцовый ансамбль полностью завладел его воображением. Бенуа работал в парках Версаля преимущественно осенью и зимой, когда немногочисленные посетители не отвлекали его от рассказов «бронзового и мраморного населения». В видах парка художник не прибегал к особым изобразительным приемам, а только фиксировал увиденное: геометрическую форму бассейна и боскета, светотень на скульптуре и в то же время «живое» небо. Многочисленные этюды художник выполнял в основном в графических техниках, но порой прибегал и к маслу («ВЕРСАЛЬСКИЙ ПАРК», 1905; «"ЗЕРКАЛЬЦЕ" В ТРИАНОНЕ. ВЕРСАЛЬ», 1905).
 
 
А.Н. Бенуа. Бретонские танцы. 1906. Холст, масло. 69x102. ГРМ
 
А.Н. Бенуа. Бретонские танцы. 1906. Холст, масло. 69x102. ГРМ
 
В этих работах Бенуа большое внимание уделял пленэрным наблюдениям камерных пейзажей парка и выступил достойным продолжателем традиций русского лирического пейзажа И.И. Левитана. Графические виды Версаля Бенуа не менее, если не более, живописны, чем выполненные маслом произведения. Художник работал в сохранившихся парках и садах следы проходившей когда-то придворной жизни, и каждый из его этюдов как бы наполнен ожиданием картин ожившего прошлого. Бенуа, мастерски владея живописными приемами, «оживлял» версальские статуи, передавая игру света и тени на старинной бронзе и возникающее от этого цветовое многообразие солнечных бликов. Неслучайно одновременно с «портретированном» Версаля Бенуа работал над полотном-фантазией о театре восемнадцатого столетия «НЕСКРОМНЫЙ ПОЛИШИНЕЛЬ» (1906, ГТГ). При создании этого произведения он обращался к французским гравюрам XVIII в. с изображениями сцен спектаклей. В этой картине художник словно поставил спектакль о представлениях популярной итальянской комедии во Франции XVIII в. Мастерство Бенуа-живописца здесь проявилось в воссоздании сложной игры света и тени от масляных светильников в сумеречном боскете зрительного зала. Эта игра и создавала атмосферу старинного театра. В это же время он создал версальскую серию, состоящую из элегантно-утонченных работ («ПРОГУЛКА КОРОЛЯ», 1906, ГТГ; «ФАНТАЗИЯ НА ВЕРСАЛЬСКУЮ ТЕМУ»-, 1906, ПТ; «КУПАЛЬНИ МАРКИНЫ», 1906, ГТГ, повторение - ГРМ). Почти сразу после возвращения из Парижа Бенуа стал работать в театре. Уже в 1907 он подготовил декорации и костюмы одного из самых знаменитых своих балетов «Павильон Армиды» на музыку Н. Черепнина. Спустя несколько лет последовали не менее знаменитые «Жизель» (1910) и «Петрушка» (1911), которые стали украшением Дягилевских сезонов в Париже. Однако частые турне балетной труппы СП. Дягилева вскоре перестали устраивать художника, он искал «постоянной сцены», и итогом этих поисков стало его сотрудничество с Московским Художественным театром. Оно началось спектаклем «Праматерь» (1908), для которого Бенуа исполнил костюм В.Ф. Комиссаржевской, и продолжилось контрактом на оформление трех постановок в 1912: «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф». Накануне 1910-х в России возникло большое количество новых течений в искусстве, появились футуристы, кубисты, лучисты, беспредметники. В этой ситуации Бенуа стал наиболее убежденным сторонником классического искусства. Он считал, что деятельность представителей новых поколений угрожает искусству и может привести к уничтожению искусства как такового. В этой связи пропаганда мирового художественного наследия заняла не менее важное место в деятельности Бенуа в 1910-х, чем собственное творчество. В 1908 была издана его монография «Франциско Гойя». В том же году Бенуа начал выпуск своего самого значительного труда «История живописи всех времен и народов». После революции 1917 года Бенуа продолжал активно участвовать в общественной жизни и всецело посвятил себя вопросам сохранения художественного фонда России. В 1918 он был избран заведующим самым крупным отделом Эрмитажа — Картинной галереей и оставался на этом посту вплоть до конца 1920-х. В это же время художник продолжал работать в театре. В 1919 была возобновлена постановка «Павильон Армиды» на сцене Мариинского театра, и уже в следующем, 1920, Бенуа создал новый спектакль — «Пиковая дама».
 
 
А.Н. Бенуа. Итальянская комедия. 1906. Бумага на холсте, масло. 68,5x101. ГРМ
 
А.Н. Бенуа. Итальянская комедия. 1906. Бумага на холсте, масло. 68,5x101. ГРМ
 
 
В начале 1920-х он начал сотрудничество с новым Большим драматическим театром, для которого оформил спектакли «Венецианский купец» по Шекспиру (1920), «Слуга двух господ» по Гольдони (1921) и др. Однако к концу 1920-х Бенуа начал ощущать себя чужим в изменившейся стране. Он единственный из объединения «Мир искусства» еще оставался в России. В 1924 Бенуа написал работу «Возникновение "Мира искусства", в которой словно простился со своим блистательным художественным прошлым в дореволюционной России. В 1926 художник уехал в Париж. В 1927-1934 Бенуа работал в труппе Иды Рубинштейн, для которой оформил балет «Поцелуй феи» на музыку И. Стравинского и «Болеро» М. Равеля. Наиболее значительной работой Бенуа для театра в последний парижский период его творчества стала опера «Садко» на сцене Миланского королевского театра в 1930. Он продолжал писать виды Версаля, очень похожие на пейзажи его молодости. В 1934 Бенуа начал работу над, возможно, самым значительным литературным трудом своей жизни — книгой мемуаров «Мои воспоминания». Это не только рассказ о самом художнике, но и бесценная энциклопедия русской художественной жизни конца XIX - XX в.
 
по материалам  [1] см. Список литературы